Тит Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» выражает идеи, которые можно отнести к материализму. Материализм — это философское направление, утверждающее, что материя является единственной или основной субстанцией в мире, и все явления, включая сознание и мышление, могут быть объяснены материальными процессами.
В приведенном отрывке Лукреций четко выражает свои материалистические взгляды:
"Из ничего не творится ничто по божественной воле": Лукреций отвергает идею, что явления в мире могут возникать по воле богов или какой-либо сверхъестественной силы. Это утверждение опровергает идеалистическое представление о мире, в котором нематериальные сущности или божественная воля играют ключевую роль.
"И оттого только страх всех смертных объемлет, что много видят явлений они на земле и на небе нередко, коих причины никак усмотреть и понять не умеют, и полагают, что все это божьим веленьем творится": Здесь Лукреций говорит о том, что люди склонны объяснять необъяснимые явления божественным вмешательством, что опять же является идеалистическим подходом. Он считает, что этот страх и непонимание порождают ложные представления о мире.
"Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим наших заданий предмет": Лукреций утверждает, что понимание материальной природы вещей позволит лучше понять мир и законы, по которым он функционирует. Это утверждение соответствует материалистическому подходу, который стремится к объяснению явлений через природные законы и материальные причины.
"И оттуда являются вещи, и каким образом все происходит без помощи свыше": Лукреций подчеркивает, что все в мире происходит по естественным причинам, без вмешательства божественных сил. Это является ключевым элементом материалистической философии, которая отвергает идею о сверхъестественном происхождении явлений.
Таким образом, представленные строки ясно указывают на то, что Тит Лукреций Кар был сторонником материализма. Он отрицает религиозные и идеалистические объяснения явлений и стремится к рациональному и научному пониманию мира, основанному на материальных причинах и законах природы.