Оба высказывания принадлежат к философскому направлению, известному как пантеизм. Пантеизм — это философская концепция, утверждающая, что Бог и вселенная тождественны, или что Бог пронизывает всю вселенную и присутствует во всех её частях.
Анализ высказываний:
Высказывание а):
«Бог заключает в себе всё, в том смысле, что всё в нём: он является развитием всего в том, что сам он — во всём».
Это высказывание отражает идею, что Бог и вселенная неразделимы. Бог является как бы основой и сутью всего сущего, и всё, что существует, является частью Бога. Эта мысль близка к пантеистическим воззрениям, где Бог не рассматривается как отдельная личность, а понимается как всеобъемлющая сущность, присутствующая во всём.
Высказывание б):
«Вселенная есть целиком центр или, что центр Вселенной повсюду и что окружность не имеется ни в какой части, поскольку она отличается от центра, или же что окружность повсюду, но центр нигде не находится, поскольку он от неё отличен… не напрасно сказано, что Зевс наполняет все вещи, обитает во всех частях Вселенной, является центром того, что обладает бытием».
Это высказывание более метафорично, но также выражает пантеистическую идею. Оно говорит о том, что центр вселенной находится повсюду, а окружность — нигде, что можно интерпретировать как утверждение о вездесущности божественного начала. Зевс, как божество, здесь символизирует божественную сущность, наполняющую всю вселенную. Это тоже типичное для пантеизма представление о том, что божественное присутствует во всех частях мира.
Сравнение и принадлежность к философскому направлению:
Оба высказывания подчеркивают идею единства Бога и вселенной, что является центральной концепцией пантеизма. В первом высказывании Бог представлен как сущность, которая включает в себя всё сущее и присутствует во всём. Во втором высказывании аналогичная идея выражена через метафоры центра и окружности, а также через упоминание Зевса, который наполняет все вещи.
Таким образом, оба высказывания принадлежат одному философскому направлению — пантеизму, и выражают схожие идеи о вездесущности и всеобъемлющей природе божественного начала.